Некоторые производители техники используют в конструкциях двигателей сплавы серебра, фосфористые бронзы или другие особо подверженные коррозии конструкционные материалы. В этих случаях необходимо применять только специальные масла, не содержащие некоторых присадок, которые непременно входят в состав подавляющего большинства моторных масел. Инструкция по эксплуатации обязательно содержит указания о необходимости использования масел, специально производимых по требованиям изготовителя двигателей данного типа. Применение обычных масел неизбежно приведет к неполадкам или аварии двигателя.
Выбор вязкостно-температурных характеристик моторного масла зависит от климатических условий, в которых эксплуатируют автомобиль. Инструкции по эксплуатации обязательно предписывают применение масел тех или иных классов SAE в реальном рабочем диапазоне температуры окружающего воздуха. Несоблюдение этих условий приводит к высокому износу двигателя из-за недостаточной вязкости зимних масел при высокой температуре и затруднения при холодном пуске двигателя на летних маслах, имеющих слишком высокую вязкость и недостаточную прокачиваемость при низкой температуре.
На рисунке 1 показаны типичные температурные диапазоны работоспособности наиболее часто используемых всесезонных, а также сезонных (зимних и летних) масел.
Минеральными называют масла, полученные путем очистки от нежелательных веществ соответствующих фракций нефти. Различают дистиллятные и остаточные фракции минеральных масел. Первые перегоняются при вакуумном разделении мазута на фракции, вторые это остаток от перегонки, самые вязкие фракции. Таким образом, минеральные масла состоят из сложных смесей углеводородов, содержащихся в исходном сырье – нефти. Дистиллянтные фракции служат основой зимних и всесезонных масел, остаточные входят в состав летних масел в смеси с дистиллянтными.
Требования к стойкости против окисления, испаряемости, вязкостно-температурным свойствам моторных масел возросли настолько, что даже из отборных нефтей с применением лучших технологий очистки масляных фракций не представляется возможным вырабатывать минеральные базовые масла, обеспечивающие получение конечного продукта с необходимыми свойствами и сроками службы. Это привело к использованию синтетических базовых масел.
Синтетические базовые масла получают целенаправленными химическими реакциями, в результате которых образуются органические соединения с желаемыми свойствами. Это могут быть углеводородные жидкости (поли-альфа-олефины, алкилбензолы) или эфиры. Они обладают низкой температурой застывания, стойки к окислению, меньше загустевают при понижении температуры и меньше расходуются на угар. Синтетические базовые компоненты часто комбинируют, составляя смеси так, чтобы улучшить растворимость присадок, совместимость эластомерами и другие характеристики. Недостаток синтетических базовых масел – высокая стоимость. Они дороже минеральных в несколько раз. Компромисс – частично синтетические масла, в которых основой является смесь высококачественного минерального базового масла и синтетических базовых компонентов. Цена таких продуктов существенно ниже, чем полностью синтетических.
Уровень эксплуатационных свойств моторного масла и пробег автомобиля, в течении которого оно остается работоспособным, зависят от содержания в нем присадок и их эффективности, качества базового масла и его приемистости к присадкам. В составе современных моторных масел используются пакеты гармонично сочетающихся присадок нескольких классов: дисперсанты, детергены (моющие присадки), антиокислители, ингибиторы коррозии, модификаторы трения, противоизносные и антипенные присадки, деактиваторы металлов. Кроме присадок, входящих в состав пакета, масло может содержать депрессорную присадку для снижения температуры застывания и модификатор вязкости (загущающая полимерная присадка). Модификаторы вязкости необходимы для получения всесезонных масел для круглогодичного применения.